Что такое дислексия — это заболевание или небольшое нарушение

Время первых слов ребенка — это радость в семье: приятно видеть, как малыш начинает общаться. Обычно малыш произносит свои первые слова за год, а первые предложения — от полутора до двух лет. Задержка в речи должна насторожить родителей — это может быть первым признаком дислексии.

Дислексия является специфическим расстройством обучения нейробиологического происхождения. Это набор симптомов, которые приводят к тому, что люди испытывают трудности с определенными языковыми навыками, особенно с чтением.

Дислексия характеризуется трудностями в точном и/или быстром распознавании слов, способности читать и писать.

Признаки дислексии варьируются в зависимости от возраста. Если у вашего ребенка один или два признака, это не означает, что у него дислексия, но наличие уже больших из перечисленных ниже признаков может означать, что ребенок должен быть осмотрен специализированным специалистом.

Причины развития

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Почему возникает дислексия у взрослых

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. ДЦП.
  5. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения; пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

К кому обратиться?

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

  • наличие проблем со звукопроизношением;
  • способность к фонематическому восприятию;
  • уровень развития связной речи;
  • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки. Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Классификация

Доктор педагогических наук Лалаева Раиса Ивановна создала классификацию патологии. По этой разработке расстройство процесса чтения делится на несколько видов. Формы дислексии следующие:

  1. Фонематическая. Самая распространённая форма у учеников начальной школы. Обусловлена недоразвитием функций, определяющих фонематическую систему. Каждая фонема имеет особенность звучания, позволяющую отличить её от другой фонемы. Если в слове изменяется или переставляется на другое место какая-либо фонема, то смысл слова становится другим (коза – коса, дом – лом, липа – пила). При фонематической патологии при прослушивании отмечается смешение незначительно различающихся звуков (ш-ж, с-ц). А также могут наблюдаться пропуск и искажение звуковых и слоговых структур.
  2. Семантическая. Имеет определение «механический способ чтения». В этом случае пациент не понимает смысла прочитанного, хотя технически читает верно. Провокаторами являются два фактора – затруднение звукослогового образования и расплывчатость осознания синтаксических связей в предложениях. Пациент читает слова изолированно, не находит связи с другими словами, из-за чего смысл фразы остаётся непонятным.
  3. Аграмматическая. Часто отмечается у детей с системной речевой недоразвитостью. Характерный нюанс – неверное установление падежных окончаний. В связке существительное-прилагательное неправильно установлены род, падеж, число. Глаголы третьего лица прошедшего времени имеют неверное окончание.
  4. Оптическая. Подразумевает трудность выявления и усвоения похожих по начертанию букв. Путаемые буквы могут различаться по наличию в структуре или расположению в пространстве своих частей (пример – М и Л, Г и Т, П и Н).
  5. Мнестическая. У пациента затруднено усвоение букв. Нарушено представление, какой буквой обозначается определённый звук.
  6. Тактильная. Характерна для слепых детей. Подразумевает затруднение опознавания азбуки Брайля.
  7. Моторная. Затруднено движение глаз при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Симптомы у детей

Заболевание проявляется довольно большим перечнем симптомов. Обнаружить их можно как у ребенка раннего возраста, так и у взрослого человека. Для удобства диагностики и определения методики лечения медики делят симптомы на несколько разных групп.

По самым первым и ранним признакам можно понять, что механизм нарушения запущен, если проявляются хотя бы 5 из нижеприведенных симптомов:

  • неправильный захват карандашей и ручки, неуклюжие движения во время письма;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • нарушение памяти;
  • перестановка букв и слогов в написании или прочтении, изменение числового ряда;
  • боязнь чтения вслух, отказ писать сочинения;
  • проблемы с запоминанием таблицы умножения и алфавита, элементарной информации;
  • нарушения ориентирования (вверх-вниз, влево-вправо);
  • замедленное восприятие сказанного и возникающая вследствие этого проблема с выполнением простейших указаний.

Такая симптоматика характерна для детей дошкольного возраста или начальных классов. На фоне проявляющихся отклонений в развитии у малышей начинаются проблемы со знакомством и общением.

По сравнению с другими сверстниками дислектики крайне медленно осваивают новые знания.

Если лечение в детском возрасте не начато, заболевание переходит в запущенную форму. В старших классах у учеников-дислексиков отмечается плохо читаемый, неразборчивый почерк, несоответствие техники чтения установленной норме. При чтении и произношении у подростков возникает много ошибок, а информация не запоминается. Таким людям очень сложно адаптироваться в новом коллективе.

При первом проявлении подозрительных признаков у детей необходимо обратиться к врачу и пройти комплексное обследование. Следует помнить, что им тяжело воспринимать реальность так, как это делают здоровые люди.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Простые упражнения

Чтобы ребенку было проще запомнить буквы, слова, правильное написание, необходимо обогащать его словарный запас. Быстро овладеть начальными знаниями помогут некоторые специальные упражнения. Выполнять их могут родители, используя яркие игрушки и приспособления:

  1. Перед малышом нужно поставить задачу — найти потерявшуюся в комнате букву, например, С. Вместе с мамой или папой он должен находить и называть предметы, которые начинаются на эту букву. Желательно объяснить значение всего, что будет найдено.
  2. После освоения навыков чтения перед ребенком можно поставить задачу — разделить одно большое слово на несколько маленьких, например, «МАМАПАПА». По мере освоения этого навыка можно усложнять словосочетания и предлагать целые предложения.
  3. Обратная задача — составить из отдельных слов осмысленный текст. Их можно написать на отдельных карточках, а искомое предложение заранее озвучить ребенку.
  4. Для улучшения пространственного и тактильного восприятия рекомендуется проводить обучение, совмещая его с массажем. На спинке малыша нужно пальцем «писать» разные буквы и цифры, переходя постепенно к целым словам.
  5. Когда ребенок освоит навык письма, можно предложить ему написать то, что он запомнил из рассказанной сказки.

Любые упражнения родители могут придумывать и самостоятельно, учитывая возрастные особенности малышей и уровень их развития.

Задачи нужно постепенно усложнять, доводить каждую до автоматизма. Такие методики не только способствуют обучению, но и являются способом совместного времяпрепровождения детей и родителей, что очень важно при профилактике дислексии.

Никогда не стоит воспринимать заболевание в виде недостатка, ущербности или отклонения. Следует поддерживать малышей, стараясь совместить рекомендуемые врачом методы коррекции с домашними упражнениями. Взрослым людям также может быть тяжело в обществе, но им тоже можно помочь, предложив более легкую должность на работе или ставя перед ними простые и понятные задачи.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Профилактические мероприятия

От того, насколько своевременно диагностировано заболевание, зависит не только успех лечения, но и качество жизни человека с дислексией. В детском возрасте важно не упустить момент в воспитании и развитии ребенка. Профилактика должна осуществляться с раннего дошкольного возраста. Она предполагает:

  • обязательное развитие мелкой моторики;
  • развитие аналитической деятельности;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • укрепление памяти.

Во избежание недостатков, возникающих у детей в процессе обучения чтению и письму, нужно начинать работу с ними в раннем возрасте. Познавательное общение должно сначала происходить в игровой форме с использованием развивающих средств. В непринужденной форме ребенку демонстрируются визуальные образы, помогающие ему развить мышление и аналитические способности. В качестве таких образов выступают слова, картинки с животными и птицами, различные предметы. Визуализация — наиболее приемлемый и простой способ восприятия информации в раннем возрасте.

По мере развития устных и письменных навыков повышается интеллектуальный уровень, а значит, формируется правильное лексико-грамматическое построение речи. Нормально развитые мальчики и девочки комфортно чувствуют себя в окружении людей, имеют довольно высокую самооценку. Им легко дается учеба в начальных классах, общение с другими детьми и учителями.

Занятия с логопедом

Логопед может проводить упражнения по коррекции дислексии с ребенком в форме игры. Ребенку предлагается выполнить несколько заданий.

  • Найти определенную букву небольшом тексте;
  • К большой печатной букве подставить маленькую письменную и наоборот;
  • Обвести контуры букв;
  • Вырезать букву из бумаги;
  • Добавить недостающие элементы букв;
  • Прочитать буквы и сочетания букв: «а, и, и, а», « о, о, и, а, о, и, у».

Ранняя диагностика дает возможность провести хорошую коррекционную работу и социально адаптировать ребенка, свести к минимуму неврологические нарушения и провести профилактику психологических проблем.

Известные дислектики

Известные всему миру знаменистости-дислектики

Среди знаменитых дислектиков, миру известны такие личности, как:

  • Том Круз;
  • Ричард Бренсон;
  • Кайра Найтли;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Стив Джобс;
  • Робби Уильямс;
  • Уинстон Черчилль;
  • Бетховен;
  • Дж. Кеннеди;
  • Уолт Дисней;
  • Стивен Спилберг;
  • Джейми Оливер;
  • Моцарт;
  • Леонардо Да Винчи;
  • Стив Редгрейв;
  • Киану Ривз;
  • Ганс Христиан Андерсон;
  • Уилл Смит.

Терапия

Лечение проводится с раннего возраста, сразу после выявления проблемы.

Лечение, коррекция

Основным методом лечения является логопедическая коррекция. Если же нарушение связано с повреждениями мозга из-за травмы или кровоизлияния, то назначаются нейролептики и препараты для улучшения кровообращения в органе.

Как избавиться

В зависимости от формы нарушения требуется специфическое лечение. Оно должно подбираться в зависимости от особенностей пациента. Внимание уделяют восстановлению правильного звукопроизношения, созданию понимания слогового состава слов и обогащению словарного запаса. После проведения теста на степень нарушения определяется наиболее эффективное лечение, которое обычно включает в себя упражнения. Они могут быть речевыми или связанными непосредственно с чтением, что зависит от возраста пациента.

Примеры

При лечении дислексии применяются преимущественно следующие упражнения:

  1. Проговаривание скороговорок со схожими звуками, стоящими рядом. Вначале темп низкий, постепенно нарастающий до высокого.
  2. Произнесение на выдохе букв – вначале только согласных, а позже гласных. По мере улучшения результатов начинают совмещать в одном выдохе обе группы букв. Последовательность их не важна.
  3. Чтение по слогам с мячом в руках. После каждого слога, прочитанного правильно, ребенок должен сжать мяч.
  4. Проговаривание коротких предложений, на конце которых требуется тянуть звук («летит пчела, з-з-з» и подобных).

Все упражнения усложняются по мере улучшения состояния пациента. ЭЙФОРИЯ

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Контакты
+7 9181860009
г. Белореченск, ул. Ленина, дом 86Ж